Быть может, прежде губ уже родился шёпот... (andreybersenev) wrote,
Быть может, прежде губ уже родился шёпот...
andreybersenev

Category:

Маяковский и убитый недругами вечер

Оригинал взят у i_permyakova в Маяковский и убитый недругами вечер
Несколько дней назад, гуляя по Москве,  мы с товарищами решили зайти в музей В.Маяковского, одного из любимых нами поэтов. С недоумением прочли надпись над входом в здание: футуризм, конструктивизм, постмодернизм. Маяковский, гениальный новатор, и постмодернизм, объявивший, что в искусстве все уже создано?! Странное начало, но идем дальше. Группа школьников слушает экскурсовода, которая вдохновенно рассказывает, что В. Маяковский был поэтом-футуристом, выступал в "желтой кофте фата" и всю жизнь любил Лиличку Брик. И ни слова о том, что Маяковский приветствовал Октябрьскую революцию словами: "Четырежды славься, благословенная!", что это он написал:
   Я с теми, кто вышел строить
  и месть
  В сплошной лихорадке буден.
  Отечество славлю,
  Которое есть, 
  И трижды, которое будет!
…И я, как весну человечества,
рожденную в трудах и в бою,
пою мое отечество,
республику мою!
  Не услышали дети и того, что В. В. Маяковский предельно искренне и глубоко верил в то, что революция открыла дорогу в светлое, прекрасное будущее не только России, но и всему человечеству. Они не узнали, что  он хотел, "чтоб к штыку приравняли перо". Им никто не сказал, что этот талантливейший человек верил в могущественную силу художественного слова и штыками своих слов будил, призывал, воодушевлял.

Довольно грошовых истин.
Из сердца старое вытри.
Улицы - наши кисти.
Площади - наши палитры.
Книгой времен
тысячелистой
революции дни не воспеты.
На улицы, футуристы,
барабанщики и поэты!

Мы все ждали, когда же дети услышат, что своими произведениями Маяковский хотел внести свою лепту в создание нового человека нового общества. Мы ждали, что прозвучат стихи, прославляющие одухотворенного советского человека и его самоотверженный труд:
По небу тучи бегают,
Дождями сумрак сжат,
под старою телегою
рабочие лежат.

И слышит шепот гордый
вода и под и над:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!"

Темно свинцовоночие,
и дождик толст, как жгут,
сидят в грязи рабочие,
сидят, лучину жгут.

Сливеют губы с холода,
но губы шепчут в лад:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!"
Я знаю - город будет,
я знаю - саду цвесть,
когда такие люди
в стране в советской есть!

Но напрасно. Ни дети, ни мы этого не дождались.
Непонятным было и то, что рассказ о поэте, каждый стих которого читаешь и просто физически ощущаешь этот вихрь, одержимость, устремленность вперед и вверх, рассказ о нем начинается наверху, в комнате, где жил В. Маяковский, а потом опускается все ниже и ниже. И так, опускаясь сверху вниз, рассказывают о человеке, который написал:

 Чтоб в будущем
веке
жизнь человечья
ракетой
неслась в небеса -
и я,
уставая
из вечера в вечер,
вот эти
строки
писал.
Рабочий!
Крестьянин!
Проверь на ощупь,
что
и небеса -
твои!
Стотридцатимиллионною мощью
желанье
лететь
напои!
Довольно
ползать, как вошь!
Найдем -
разгуляться где бы!
Даешь
небо!
Сами
выкропим рожь -
тучи
прольем над хлебом.
Даешь
небо!
Совершенно не соответствующим стройному миру поэзии В. Маяковского показалось нам и оформление экспозиции музея. Все пространство прорезано хаотическим нагромождением ломаных линий, с потолка свисают столы и всюду валяются опрокинутые стулья. Это внутренний мир В. Маяковского? 
Но все описанное не было, как оказалось, самым страшным, так, наблюдения - и только. Завершает экспозицию фотография 1993 года. На ней Москва, горящий "Белый дом", на переднем плане танк с направленным на здание Верховного Совета дулом и счастливо улыбающиеся люди. "Маяковский и современность", - так прокомментировала эту фотографию сотрудник музея. На нашу просьбу объяснить, что же имели в виду устроители музея, таким образом завершая рассказ о поэте, которому принадлежат строки: "Пускай нам 
                                                                общим памятником будет
                                                                                          построенный
                                                                                                              в боях
                                                                                                                       социализм!"   
экскурсовод ответила гениально: "Каждый интерпретирует, как хочет". Более пространного ответа мы добиться не смогли.
Учитывая все увиденное и услышанное в этом, как написано на вывеске, "музее", я объяснила себе всё это так:
 "Вы, товарищ Маяковский, мечтали о прекрасном социалистическом будущем? О "коммунистическом далеко"? Так вот Вам, получите! Вот так вас, танками! И порадуемся!" 
"Мне наплевать
                      на бронзы многопудье,
 Мне наплевать 
                     на мраморную слизь" - говорил В. Маяковский, но нам - не наплевать! Музей выдающегося поэта должен быть местом его почитания и уважения, а не местом глумления над ним. Выйдя, мы увидели, что музей находится в ведомстве Управления по культуре г. Москвы. 

Subscribe

  • Маркс о женском вопросе

    Маркс никогда не призывал обобществить женщин. Это не более, чем миф. Напротив, Маркс называл подобные затеи ряда коммунистов-утопистов…

  • Карл Маркс: Труд не есть товар

    Существует распространенный миф, согласно которому Маркс будто бы ввёл представление, что труд при капитализме – это товар. На самом деле…

  • Александр Богданов. Критика капитализма

    Стихийность капитализма лавинообразно нарастает с неуправляемым развитием технических средств. Одно это неминуемо ведёт к коллапсу цивилизации…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment